RSS

Наши награды

За высокие сбытовые показатели

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Расположенная в Ярославской области организация связи, применяющая традиционную систему налогообложения, относится к числу субъектов малого предпринимательства (численность - 50 человек). В 1-ом квартале среднесписочная численность составила 54 человека. С какого периода организация должна отчитываться как предприятие, не относящееся к числу субъектов малого предпринимательства по статистической отчетности и бухгалтерской отчетности? Какие формы такой отчетности и в какие сроки (за месяц, квартал, год) она должна представить?

Значение понятия "субъект малого предпринимательства" установлено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее Закон N 88-ФЗ). Под субъектами малого предпринимательства - малыми предприятиями - понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность (как один из критериев) работников за отчетный период не превышает установленных предельных уровней. В случае превышения малым предприятием установленной численности оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
В статье 4 Закона N 88-ФЗ сказано, что государственная регистрация и приобретение статуса "малой формы" происходит с момента подачи заявления установленного образца органам исполнительной власти, уполномоченным действующим законодательством. С момента вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (с 1 июля 2002 г.) в уполномоченном органе Федеральной налоговой службы РФ осуществляется государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений, касающихся сведений о юридическом лице. В настоящее время специальная форма заявления о регистрации малого предприятия не утверждена, и какие-либо специальные правила регистрации малых предприятий на федеральном уровне отсутствуют. Ни для малых предприятий, ни для индивидуальных предпринимателей законодательством не предусмотрена выдача специального свидетельства об отнесении их к субъектам малого предпринимательства на федеральном уровне. В Законе Ярославской области от 12 октября 2001 г. N 49-з "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ярославской области" сказано, что предусмотренные меры по поддержке малого предпринимательства применяются в отношении субъектов малого предпринимательства, определенных Законом N 88-ФЗ. Упоминания об отдельной классификации или специальной регистрации таких предприятий в виде некого реестра в местном законодательстве нет. Иначе в течение года малое предприятие считалось бы с точки зрения регионального законодательства субъектом малого предпринимательства даже в том случае, если бы были нарушены критерии отнесения его к субъектам малого бизнеса. Это дало бы возможность субъектам малого предпринимательства пользоваться льготами, предоставляемыми региональным законодательством в течение срока действия свидетельства (до срока его "перерегистрации") даже при утрате статуса субъекта малого предпринимательства (в нарушение критериев Закона N 88-ФЗ).
Согласно ст. 5 Закона N 88-ФЗ государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). В соответствии с ними организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. В отчетность входит бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации.
Специально оговорено, что в состав годовой бухгалтерской отчетности включается:
а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;
б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- Отчет о движении капитала - форма N 3;
- Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
- Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
- пояснительная записка;
г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.
Если предприятие в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, в состав бухгалтерской отчетности необходимо включить и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.
Если субъекты малого предпринимательства (в соответствии с порядком, установленным приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"), не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, то они могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. При этом они имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 12 января 2007 г. N 4 утвержден и введен в действие для отчетности за январь-март 2007 года соответствующий порядок заполнения и предоставления малыми предприятиями формы N ПМ. Такие сведения организации представляют ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. В этом постановлении указано: форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" представляют коммерческие организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Закона N 88-ФЗ.
Таким образом, если численность превысила установленный предел, то предприятие просто лишается предоставленных ему льгот. Например, малое предприятие пользуется льготой по сокращенному объему статистической отчетности. За отчетный период - первый квартал - была превышена средняя численность работников. Следовательно, малое предприятие не может применять льготу за период, в течение которого было допущено превышение, - первый квартал и последующие три месяца (второй квартал). Если по итогам третьего квартала средняя численность работников будет в пределах норм, установленных законодательством, то предприятие может возобновить применение льготы.
В то же время, законодательно не установлено общее ограничение средней численности работников на малом предприятии, то есть по всем видам деятельности в совокупности. Необходимо только, чтобы по профилирующему виду деятельности средняя численность работников не превышала установленного ограничения, поскольку в Законе N 88-ФЗ речь идет не о среднесписочной численности, а о средней численности работников за отчетный период, и нет ограничений по максимальной средней численности работников предприятия совокупно по всем видам деятельности. Следовательно, многопрофильное предприятие обязано соблюдать критерий по средней численности работников по определенному профилирующему виду деятельности, общее же количество работников предприятия законодательством не регламентируется.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо поступить следующим образом:
- за первый квартал в законодательно установленные сроки следует сдать промежуточную бухгалтерскую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
- одновременно согласовать состав отчетности, представляемой органам статистики за первый и второй квартал в связи с превышением численности установленного предела;
- в течение года состав промежуточной бухгалтерской отчетности остается тем же, что и в первом квартале, статистическая отчетность сдается по согласованным формам;
- если в дальнейшем (во втором и последующих кварталах) величина средней численности вновь окажется в установленных границах, то, начиная с третьего квартала, статистическую отчетность необходимо формировать вновь по форме N ПМ;
- по итогам года нужно сдать годовую бухгалтерскую и статистическую отчетность, состав которой будет зависеть от того, осталось ли актуальным превышение средней численности над законодательно установленным, то есть от "статуса" предприятия по состоянию на отчетную дату.

О. Волкова
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

30 мая 2007 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


21 декабря 2017 г.: "Учет и отчетность в госсекторе: федеральные стандарты, бюджетная классификация. Подготовка отчетности за 2017 год "

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика