RSS

Наши награды

За высокие темпы роста 2011

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Уставный капитал организации - 10 000 рублей, дольщиками являются физические лица, граждане РФ. В организации на конец 2009 года остаточная стоимость основных средств составляла 7 921 000 рублей, нематериальные активы отсутствовали, среднесписочная численность составляла 18 человек, выручка за 2009 год (без НДС) равнялась 112 179 000 рублей. На конец 2010 года остаточная стоимость основных средств составила 33 727 000 рублей, нематериальные активы составили 16 522 420 рублей; среднесписочная численность - 64 человека. Численность внешних совместителей и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, в организации незначительна.
Будет ли организация являться субъектом малого предпринимательства? Какой состав бухгалтерской отчетности необходимо сдать за 2010 год? Подлежит ли данная организация обязательной аудиторской проверке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 2011 году организация остается субъектом малого предпринимательства.
Малое предприятие подлежит обязательному аудиту в случаях, перечисленных в Законе об аудиторской деятельности.
Если малое предприятие не подлежит обязательному аудиту, оно имеет право в составе бухгалтерской отчетности представлять только форму N 1 и форму N 2, если же обязательному аудиту организация подлежит, то помимо данных форм необходимо также представлять аудиторское заключение и пояснительную записку.

Обоснование вывода:
Перечень бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций установлен п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В него входят:
а) бухгалтерский баланс (форма N 1);
б) отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительная записка.
Пунктом 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н) предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Субъекты малого предпринимательства

Критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ):
1. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
Обратите внимание, что средняя численность работников малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного малого предприятия (ч. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). При расчете средней численности необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" (утверждены приказом Росстата от 31.12.2009 N 335).
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день Правительством РФ утверждены только критерии для определения выручки (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"). Они равны:
а) для микропредприятий - 60 млн. рублей;
б) для малых предприятий - 400 млн. рублей;
в) для средних предприятий - 1000 млн. рублей.
Так как предельные значения балансовой стоимости активов не утверждены, при отнесении организации к тому или иному виду предприятий можно руководствоваться только показателем выручки.
В соответствии с частью 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ категория организации (субъект малого или среднего предпринимательства) определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п.п. 2 и 3 части 1 данной статьи. То есть, если, например, по показателю численности организация относится к малым предприятиям, а по показателю выручки - к средним предприятиям, организация будет являться субъектом среднего предпринимательства.
В рассматриваемой ситуации организация соблюдает первые два условия для отнесения ее к субъектам малого предпринимательства (состав участников и численность), что касается выручки, то по итогам 2010 года данный показатель превысил предельное значение, установленное для малых предприятий, по итогам же 2009 года превышения не было.
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности сотрудников, выручки, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и п. 3 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение 2-х календарных лет, следующих один за другим.
То есть, если у организации в 2009 г. не превышались предельные значения по средней численности работников и по объему выручки, установленные для субъектов малого бизнеса, а по итогам 2010 г. один из этих показателей превышен, то в 2011 г. организация все еще считается малым предприятием.
Если в 2011 г. выручка от реализации товаров (без НДС) окажется меньше 400 млн. рублей, то в 2012 г. у предприятия остается статус малого предприятия. Если же в 2011 г. выручка от реализации товаров (без НДС) превысит 400 млн. рублей, то в 2012 г. предприятие утратит статус малого предприятия.

Обязательный аудит

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ" Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) установлено, что обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Таким образом, необходимость проведения обязательного аудита не поставлена законодательством в зависимость от того, является ли организация субъектом малого предпринимательства. Следовательно, при наличии любого из условий, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, малое предприятие подлежит обязательному аудиту. Например, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) общества за предшествовавший (2009 год) отчетному (2010 год) год превысил 400 000 миллионов рублей, то такая организация подлежит обязательному аудиту за 2010 год независимо от того, является она субъектом малого предпринимательства или нет.
В рассматриваемом случае указанное превышение допущено только по итогам 2010 года, соответственно, при сдаче отчетности за 2011 год (в I квартале 2012 года) организация обязана будет представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение и пояснительную записку. Что касается предоставления отчетности за 2010 год, то обязанность по представлению аудиторского заключения и пояснительной записке возникнет только в том случае, если организация подпадет под одно из условий, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, например публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

26 января 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


23 августа 2017 г.: '' Актуальные вопросы организации и осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля  ''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика