RSS

Наши награды

За успехи в продвижении услуги "Правовой консалтинг"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Заказчиком был проведен запрос котировок на ремонт трех коридоров в детском саду. Максимальная цена была 97 000 рублей. Сумма запроса котировок определена в размере всей доли средств, выделенных на приобретение товаров, работ, услуг, подлежащих обязательному размещению среди субъектов малого предпринимательства. По результатам торгов контракт заключен на 70 000 рублей. На сэкономленные деньги заказчик решил отремонтировать еще один коридор, то есть вид работ - тот же самый.
Необходимо ли объявлять еще один запрос котировок на ремонт еще одного коридора, или можно заключить контракт без проведения запроса котировок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе разместить заказ на проведение ремонтных работ на сэкономленную сумму у единственного поставщика при соблюдении требований закона.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ, в особом порядке - путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
Государственные заказчики в случаях размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
ФАС России и Минэкономразвития России в письмах (совместное письмо обоих ведомств от 17, 18 августа 2009 г. NN АЦ/27510, 13497-АП/Д05, п. 6 письма Минэкономразвития России от 12 августа 2009 г. N Д05-4029, письмо ФАС России от 19 октября 2009 г. N ИА/4004-ПР) разъяснили, что установленную законом долю общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню, а не от каждого вида продукции, указанного в Перечне.
Определение этой доли производится следующим образом:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень (например, общая сумма заказа - 100 млн. руб., общая сумма средств по Перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей);
б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (минимальный объем средств - 10% и максимальный объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей, и максимальный объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей;
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, объем размещения заказа и долю размещения среди субъектов малого предпринимательства следует определять в стоимостном, денежном выражении.
При этом согласно ч. 7 ст. 15 Закона N 94-ФЗ, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ.
Аналогичное правило установлено ч. 7 ст. 15 Закона N 94-ФЗ и для случаев размещения заказа путем торгов.
Иными словами, первоочередное значение имеет само проведение процедуры размещения заказа в особом порядке - именно среди субъектов малого предпринимательства, а не факт заключения по ее итогам контрактов, поскольку такового может не произойти по объективным причинам.
По смыслу приведенных норм и разъяснений объем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства должен определяться не по суммам фактически заключенных государственных (муниципальных) контрактов с такими субъектами, а исходя из суммы выделенных средств и начальных (максимальных) сумм контрактов, для заключения которых проводились торги либо запрос котировок, независимо от того, были ли по итогам таких торгов заключены контракты с субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, в данном случае государственный заказчик выполнил требования Закона N 94-ФЗ, проведя запрос котировок на сумму, соответствующую установленной доле.
Соответственно, после исполнения требований ст. 15 Закона N 94-ФЗ заказ следует размещать в общем порядке.
Согласно ч. 1 ст. 55 Закона N 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, - государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Такое размещение допускается только в случаях, установленных Законом N 94-ФЗ (ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (100 тысяч рублей согласно п. 2 Указания ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1843-У). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с данным пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами*(1).
Таким образом, если в течение текущего квартала других договоров на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ на одноименные работы не планируется, заказчик вправе разместить заказ на сэкономленную сумму (25 000 рублей) у единственного поставщика на основании данной нормы Закона N 94-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

1 декабря 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Поскольку предусмотренная ч. 6.1. ст. 10 Закона N 94-ФЗ номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время не утверждена, под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами согласно ч. 19 ст. 65 Закона N 94-ФЗ следует понимать аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
В разъяснениях Министерства экономического развития и торговли РФ высказывалось мнение о возможности придерживаться общих определений, используемых, например, в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен", Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) (смотрите, например, письма МЭРТ РФ от 23.06.2006 N Д07-1220, от 18.01.2006 N Д07-54, от 16.02.2006 N Д07-291, от 11.05.2006 N 6552-АШ/Д07).

Возврат к списку


14 декабря 2017 г.: Программа повышения квалификации по теме "О корпоративном заказе (в соответствии с положениями 223-ФЗ от 18.07.2011)" совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ".   2 семинар

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика