RSS

Наши награды

За высокие сбытовые показатели 2011

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Все закупаемые заказчиком товары, работы и услуги относятся к Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Общая сумма начальной (максимальной) цены контрактов (150 млн. рублей) превышает объем финансирования на 2010 год (100 млн. рублей), выделенного из бюджета, за счет экономии средств бюджета прошлого года.
Следует ли учитывать сумму экономии в общем объеме размещения заказа в целях определения доли размещения заказа у субъектов малого предпринимательства?

Прежде всего следует учитывать, что под государственными и муниципальными нуждами согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) понимаются обеспечиваемые как за счет бюджетных средств (федерального, бюджетов субъектов РФ, местного), так и за счет внебюджетных источников финансирования потребности как самой Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, так и государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований соответственно.
Таким образом, во-первых, Закон о госзакупках признает собственные нужды государственных и муниципальных заказчиков государственными и муниципальными нуждами соответственно.
Во-вторых, Закон о госзакупках уравнивает обеспечение государственных и муниципальных нужд за счет бюджетных средств и за счет средств из внебюджетных источников финансирования.
Особенности размещения заказа у субъектов малого предпринимательства определены ст. 15 Законом о госзакупках, согласно ч. 1 которой государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - "закупок") в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ (соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень)) путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
При этом исходя из буквального прочтения нормы речь идет о годовом объеме всех закупок вне зависимости от обеспечения ими тех или иных нужд либо финансирования из тех или иных источников.
Это подтверждается указанием, что обязанность по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства считается исполненной и в том случае, если торги не состоялись, при условии, что заказчиком приняты все необходимые меры по их надлежащему проведению (ч. 6 ст. 15 Закона о госзакупках). Аналогичное правило установлено и для случаев размещения заказа путем запроса котировок. В соответствии с ч. 7 ст. 15 Закона о госзакупках, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках.
Иными словами, первоочередное значение имеет само проведение процедуры размещения заказа в особом порядке, именно среди субъектов малого предпринимательства, а не факт заключения по ее итогам контрактов, поскольку такового может не произойти по объективным причинам.
Из этих норм можно также сделать вывод, что объем закупок предлагается исчислять в денежном выражении (что абсолютно логично, поскольку сравнивать физические объемы различных товаров, а тем более объемы товаров, работ и услуг представляется затруднительным) исходя из всего объема средств, предназначенных для оплаты закупок, поскольку зачесть в счет размещения заказа у субъектов малого предпринимательства по итогам несостоявшегося размещения заказа возможно только начальную (максимальную) сумму незаключенного контракта. Тем более что только именно ее реально изначально выделить в годовом бюджете финансирования до начала размещения заказа с тем, чтобы выполнить требования закона.
В этом свете можно рассмотреть и Рекомендации по определению объема заказов, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, изложенные в письме Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития РФ от 17, 18 августа 2009 г. NN АЦ/27510, 13497-АП/Д05, которых указано, что для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей);
б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем средств - 10% и max объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, min объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей и max объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей;
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
На наш взгляд, определение в Рекомендациях общей суммы, от которой происходит исчисление, как суммы средств, "выделенных на закупку", не следует понимать как "выделенной из бюджета". Во-первых, это противоречило бы приводимым выше указаниям закона. А во-вторых, в примечании к данному указанию говорится об "общей сумме средств по перечню у заказчика", то есть о средствах, предназначенных для оплаты закупок, входящих в Перечень, без указания о том, за счет каких средств они должны осуществляться. То есть, на наш взгляд, это определение следует понимать как "сумма средств, выделенных на закупку каждым конкретным заказчиком".
Таким образом, на наш взгляд, при определении доли размещения заказов у субъектов малого предпринимательства должны учитываться все суммы средств, выделенных на закупку товаров (работ, услуг) независимо от источников финансирования и порядка определения общей суммы для оплаты контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

28 июля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


15 декабря 2017 г.: ''Истребование долга''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика