RSS

Наши награды

За высокие сбытовые показатели 2012

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты. За календарный год управление приобретало товары для собственных нужд без проведения торгов и котировок цен, так как объем закупок по одной сделке не превышал 100,0 тыс. рублей. В соответствии с законодательством проведен 1 аукцион на сумму 4,0 тыс. рублей (договор ОСАГО). Процедура размещения заказов у субъектов малого предпринимательства не проводилась.
Является ли отсутствие проведения торгов для субъектов малого предпринимательства нарушением законодательства?

Действительно, на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 642 (далее - Перечень), путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики, в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, вправе осуществлять такое размещение заказов.
Особый порядок размещения заказов у субъектов малого предпринимательства состоит в том, что при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация об этом, а заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (ч. 3 и ч. 4 ст. 15 Закона о госзакупках).
Как мы видим, в Законе о госзакупках говорится об общем годовом объеме поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг, входящих в Перечень. Возможность уменьшения общего годового объема, из которого рассчитывается объем, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, на объем товаров, работ, услуг, заказ на поставки, выполнение, оказание которых размещен в общем порядке у единственного поставщика, Закон о госзакупках не предусматривает.
ФАС России и Минэкономразвития России в письмах (совместное письмо обоих ведомств от 17, 18 августа 2009 г. NN АЦ/27510, 13497-АП/Д05, п. 6 письма Минэкономразвития России от 12 августа 2009 г. N Д05-4029, письмо ФАС России от 19 октября 2009 г. N ИА/4004-ПР) разъяснили, что размер не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню, а не от каждого вида продукции, указанного в Перечне.
Для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень (например, общая сумма заказа - 100 млн. руб., общая сумма средств по Перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей).
б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (минимальный объем средств - 10% и максимальный объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей, и максимальный объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей.
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, в общем годовом объеме, из которого рассчитывается объем товаров, работ, услуг, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, необходимо учитывать и те товары, работы, услуги, включенные в Перечень, заказ на поставку, выполнение, оказание которых размещается государственным заказчиком у единственного поставщика.
Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 14 октября 2008 г. N Д05-4404, согласно которому даже товары, работы, услуги, размещенные у единственного поставщика - субъекта малого предпринимательства, не уменьшают объем товаров, работ, услуг, заказ на поставку, выполнение, оказание которых подлежит размещению у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов или запроса котировок в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках.
Закон о госзакупках не освобождает государственного заказчика от обязанности размещения заказа у субъектов малого предпринимательства в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках в зависимости от величины (очень большой или очень маленькой) суммы общего годового объема товаров, работ, услуг, включенных в Перечень. Соответственно, даже при небольшом объеме средств, выделенных государственному заказчику на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, он должен провести торги или запрос котировок среди субъектов малого предпринимательства в размере от 10% до 20% от выделенного ему годового объема. Исходя из буквального прочтения Закона государственный заказчик должен провести торги или запрос котировок среди субъектов малого предпринимательства, даже если стоимость товаров, работ, услуг, заказ на поставку, выполнение, оказание которых подлежит размещению среди субъектов малого предпринимательства, будет равна одному рублю.
Если же государственный заказчик не организовывал и не проводил среди субъектов малого предпринимательства торги либо запросы котировок на сумму от 10% до 20% от общей суммы, выделенной ему на приобретение в течение года товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, то государственный заказчик нарушил законодательство. Это может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

6 июля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


23 августа 2017 г.: '' Актуальные вопросы организации и осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля  ''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика