RSS

Наши награды

За высокие показатели по распространению журнала "Актуальная бухгалтерия"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Проводится размещение государственного заказа путем запроса котировок для субъектов малого предпринимательства.
Можно ли в утверждаемой форме котировочной заявки, помимо общей фразы о декларировании соответствия требованиям, включить графы для указания участником размещения заказа фактических данных о доле участия в его уставном капитале, численности работников, выручки?
Если это допустимо, можно ли отклонить заявку участника, указавшего в заявке не все названные сведения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требовать от участника размещения заказа предоставления сведений о долях участия в его уставном капитале, численности работников и выручке, в том числе путем указания в форме котировочной заявки, неправомерно.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственные и муниципальные заказчики (далее - заказчики) обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 94-ФЗ размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2-4 Закона N 94-ФЗ, с учетом положений данной статьи. А в силу ч. 3 ст. 15 Закона N 94-ФЗ информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или запроса котировок.
В силу п. 3 ст. 43 Закона N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки.
Судебная практика содержит примеры, указывающие на правомерность отклонения котировочной заявки, заполненной не в полном объеме (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2010 N А28-12593/2009).
Однако для решения этого вопроса необходимо определить, правомерно ли включены в форму котировочной заявки требования сообщения тех сведений, которые участник не предоставил.
Согласно п. 2 совместного письма Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службы от 29.04.2008 N 5684-АП/Д05/АЦ/10329 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства" при размещении заказов путем проведения торгов, запроса котировок, участниками которых размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, участники размещения заказов должны соответствовать требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 209-ФЗ).
Статья 4 Закона N 209-ФЗ относит к субъектам малого и среднего предпринимательства потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие показатели которых не превышают установленные данной статьей предельные величины доли участия в уставном капитале таких субъектов определенных участников гражданского оборота (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ), средней численности работников (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) и выручки от реализации товаров за предшествующий год (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с п. 3 указанного выше письма участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ. При этом требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается, дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 17,18.08.2009 NN АЦ/27510, 13497-АП/Д05 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства".
Согласно п. 5 этого письма при проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. А в соответствии с п. 6 письма в случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок установлены в форме заявки требования п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать соответствие этим требованиям. Если он этого не сделал, такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. В случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок в форме заявки такие требования не содержатся, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие им.
Исходя из содержания приведенных норм и разъяснений на участника размещения заказа возложена обязанность декларирования соответствия требованиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ, то есть каждому требованию в отдельности.
Однако в буквальном понимании "декларировать соответствие условиям" означает именно утверждать, что участник соответствует данным условиям, то есть что суммарная доля в его уставном капитале соответствующих участников гражданского оборота, средняя численность работников и выручка за предшествующий календарный год не превышают установленных размеров, а не указывать в заявке конкретные показатели участия в уставном капитале, численности работников и выручки.
Поэтому, на наш взгляд, включение в форму котировочной заявки отдельных граф для указания конкретных показателей участника (распределения его уставного капитала, численности работников и выручки) и требование от участника размещения заказа их заполнения не соответствуют закону.
Имеются и примеры, когда суды приходили к аналогичным выводам (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.2009 N А29-7441/2008 (в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора определением ВАС РФ от 10.09.2009 N 10949/09 отказано). Суд установил, что конкурсная документация содержит требование предоставить сведения о средней численности работников, и пришел к выводу, что это установление не предусмотренных законом дополнительных требований к участникам конкурса, и отклонение заявки участника по причине непредставления информации, подтверждающей соответствие этим требованиям, неправомерно.
Данный спор касался проведения конкурса, но полагаем, что логика решения в данном случае вполне применима и к запросу котировок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

16 июня 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


23 августа 2017 г.: '' Актуальные вопросы организации и осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля  ''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика