RSS

Наши награды

За успехи в продвижении услуги "Правовой консалтинг"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", относится к субъектам малого предпринимательства, занимается строительно-монтажными работами. Она осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу. Организацией получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, срок действия которого истекает 31 декабря 2009 года.
С 1 июля 2009 года субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются в уведомительном порядке об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах, а не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нужно ли оформлять новое разрешение на 2010 год, ведь для его оформления требуется разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение? Как правильно производить расчет платы за сброс загрязняющих веществ в окружающую среду?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты малого и среднего предпринимательства с 1 июля 2009 года:
- не обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение, в том числе в упрощенном порядке, и обращаться в уполномоченные органы государственной власти за установлением лимитов на размещение отходов;
- представляют в территориальное управление Ростехнадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок предоставления такой информации, а также унифицированные формы такой отчётности находятся в стадии разработки, на данный момент не утверждены.
По вопросам платы за негативное воздействие Вам следует обращаться в территориальное управление Ростехнадзора, которое является администратором указанных платежей. Кроме того, по данному вопросу Вы имеете право обратиться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц (природопользователей) устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 22 и ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусматривает два вида нормативов: нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты для утверждения в Ростехнадзор (ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства с 1 июля 2009 года освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании изменений, внесенных в пункт 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пп. "в" п. 16 ст. 33 Закона N 309-ФЗ). Закон N 309-ФЗ вступил в силу 30.06.2009.
Вместо этого они должны представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке (порядок представления и контроля такой отчетности устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами).
Причем уведомительный характер действует независимо от класса опасности образующихся отходов.
По информации Минприроды и экологии РФ форма указанной отчетности будет разработана на основе формы технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, установленной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Минприроды и экологии РФ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вариант данного проекта размещен на официальном сайте Минприроды и экологии РФ 10.12.2009).
Указанный проект разработан во исполнение ст. 16 Закона N 7-ФЗ и доработан по замечаниям и предложениям, поступившим по итогам его рассмотрения в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ.
Проектом предлагается утверждение Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду взамен действующего в настоящее время Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
Предлагается для субъектов малого и среднего предпринимательства плату за размещение отходов определять путем умножения ставок платы в пределах установленных лимитов на массы отходов, сгруппированных по классам опасности и фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, и суммирования полученных произведений (т.е. предлагается считать указанный в отчетности объем всех отходов, направленных субъектом малого или среднего предпринимательства на размещение, в пределах установленного лимита).
При выявлении фактов размещения отходов с превышением масс отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, данное превышение будет считаться сверхлимитным. При непредставлении в установленный срок отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов вся масса образованных отходов будет считаться сверхлимитной.
Напомним, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
На основании п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Таким образом, субъекты малого и среднего бизнеса не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение, а представляют в территориальное управление Ростехнадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Иными словами, отчитываются по факту. Порядок предоставления такой информации, а также унифицированные формы такой отчётности находятся в стадии разработки, на данный момент не утверждены.
Что касается платы за негативное воздействие, то согласно п. 3 ст. 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, далее - Порядок). Пунктом 2 Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
При этом в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. За сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ взимается плата в пятикратном размере (п. 5 и п. 6 Порядка).
Таким образом, для субъектов малого и среднего предпринимательства возникает следующая правовая коллизия: с одной стороны, они не обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение, а, с другой стороны, при отсутствии Лимита все выбросы являются сверхнормативными и оплачиваются с пятикратным превышением.
В силу того, что администратором платы за негативное воздействие является Ростехнадзор, однозначный ответ на данный вопрос может предоставить именно он. Кроме того, Вы имеете право обратиться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов,
профессиональный бухгалтер Сергеева Вероника

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

30 декабря 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


18 декабря 2017 г. - 19 января 2018 г.: "Программа повышения квалификации для бухгалтеров бюджетного сектора"

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика