RSS

Наши награды

Диплом за активное продвижение "Справочная правовая система Гарант"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом "доходы", получает субсидию как субъект малого предпринимательства на основании постановления главы района и постановления Администрации Ростовской области от 23.03.2006 N 104.
Является ли субсидия доходом индивидуального предпринимателя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, денежные средства в виде субсидии, выделяемые администрациями района и области на поддержку малого предпринимательства, являются доходом индивидуального предпринимателя.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком, применяющим УСН, учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Исключением являются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Перечень необлагаемых доходов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно ст. 6 БК РФ под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Таким образом, направление бюджетных средств в виде субсидий носит целевой характер.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Отметим, что положения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не позволяют отнести к средствам целевого финансирования денежные средства, полученные в виде субсидии от органов исполнительной государственной власти на поддержку субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Таким образом, денежные средства могут не учитываться при налогообложении прибыли в качестве целевых поступлений из бюджета только в том случае, если они были получены из соответствующего бюджета напрямую.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Так, согласно ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством индивидуальный предприниматель не может являться получателем бюджетных средств.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям (производителям товаров, работ, услуг) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом согласно постановлению Администрации Ростовской области от 23.03.2006 N 104 субсидии начинающим предпринимателям выделяются в целях возмещения части затрат по организации собственного дела (на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии).
Таким образом, полученные индивидуальным предпринимателем субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении объекта налогообложения налогоплательщиком, применяющим УСН.
В заключение отметим, что приведенная выше позиция подтверждается рядом писем Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 14.08.2009 N 03-03-05/156, от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547, от 06.10.2009 N 03-03-06/4/85).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

9 декабря 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


18 декабря 2017 г. - 19 января 2018 г.: "Программа повышения квалификации для бухгалтеров бюджетного сектора"

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика