RSS

Наши награды

За успешный старт проекта "ГАРАНТ Электронный Экспресс"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20%.
В течение года все закупки товаров, услуг, включенные в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 237), производились без проведения котировок, конкурсов закупками малого объема (до 100 тыс. рублей в квартал).
Должен ли государственный заказчик специально проводить конкурсы, котировки для субъектов малого предпринимательства на закупки по суммам менее 100 тыс. рублей или можно размещать заказ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

Пунктом 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказа) государственному (муниципальному) заказчику предоставлено право предложить только одному лицу заключить государственный (муниципальный) контракт (иной гражданско-правовой договор) в случае, если по нему поставляются товары (выполняются работы, оказываются услуги) на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, что на настоящий момент составляет не более 100 тысяч рублей (п. 1 Указания ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя").
В то же время часть 1 ст. 15 Закона о размещении заказа гласит, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с перечнем товаров (работ, услуг), установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики, в случаях размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, вправе осуществлять такое размещение заказов.
Как мы видим, Закон возлагает на государственного*(1) (муниципального) заказчика безусловную обязанность разместить от 10% до 20% годового объема поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), установленных Правительством РФ в соответствующем Перечне, среди субъектов малого предпринимательства и при этом именно путем проведения торгов, запроса котировок. Возможность уменьшения объема поставок товаров (выполнения работ, оказание услуг), подлежащего размещению среди субъектов малого предпринимательства, на объем поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), размещенных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказа, законодательством не предусмотрена.
Соответственно, даже в тех случаях, когда годовой объем требующихся государственному (муниципальному) заказчику товаров (работ, услуг) из числа, указанных в Перечне, невелик и может быть, в принципе, удовлетворен за счет, тем не менее заказов, размещенных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен разместить заказ в размере от 10% до 20% годового объема поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов (аукцион или конкурс), запроса котировок.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме ФАС России и Минэкономразвития РФ от 17, 18 августа 2009 г. NN АЦ/27510, 13497-АП/Д05, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров (работ, услуг), входящих в перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей);
б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем средств - 10% и max объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, min объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей и max объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей;
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
Заказчик самостоятельно выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок), при этом устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 237 (15 млн. рублей).
Конечно, возможно, что при небольших объемах требующихся заказчику товаров (работ, услуг), указанных в Перечне, более выгодно экономически и по времени, менее затратно могло бы быть размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Но законодатель, как мы уже указали, такую возможность не предусмотрел. Поэтому заказчик обязан организовать проведение торгов, запроса котировок на размещение заказа на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) в пределах, установленных ч. 1 ст. 15 Закона о размещении заказа.
Однако необходимо учитывать, что обязанность по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства считается исполненной и в случае, если торги не состоялись, при условии, что заказчиком приняты все необходимые меры по их надлежащему проведению (ч. 6 ст. 15 Закона о размещении заказа). Аналогичное правило установлено и для случаев размещения заказа путем запроса котировок. В соответствии с ч. 7 ст. 15 Закона о размещении заказа, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном ч. 1 ст. 15 Закона о размещении заказа.
После этого заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика по правилам, предусмотренным п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказа.
Несоблюдение установленного Законом о размещении заказа размера объема заказа, подлежащего размещению среди субъектов малого предпринимательства, может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно информации, содержащейся в письме ФАС России от 19.10.2009 N ИА/4004-ПР "О применении частей 11, 12 статьи 7.30 КоАП РФ", "по итогам 2009 года Федеральной антимонопольной службой будет осуществлена проверка по соблюдению заказчика части первой статьи 15 Закона о размещении заказов. В случае несоблюдения заказчиками указанной нормы ФАС России будет обязан привлечь виновных лиц к административной ответственности".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

10 ноября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 
*(1) За исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

Возврат к списку


18 декабря 2017 г. - 19 января 2018 г.: "Программа повышения квалификации для бухгалтеров бюджетного сектора"

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика