RSS

Наши награды

За высокие темпы роста 2011

В помощь предпринимателям Краснодарского края

В связи с размещением заказов у субъектов малого предпринимательства сельским поселением (муниципальным образованием) определена общая сумма (за год) средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень в размере, не превышающем 60 тыс. рублей, по нескольким позициям. Соответственно, сумма, подлежащая для размещения (от 10% до 20%), не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами. И такая ситуация почти у всех сельсоветов. Возникает ли в данных случаях у заказчика обязанность размещать заказ у субъектов малого предпринимательства?

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) решение о способе размещения заказа принимается государственным или муниципальным заказчиком (далее - заказчиком) самостоятельно, но с учетом требований этого Закона.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках заказчику предоставлено право размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время - 100 тыс. рублей в соответствии с указанием Центробанка России от 20.06.2007 N 1843-У).
Вместе с тем ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках обязывает государственных (муниципальных) заказчиков размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень).
При этом способы размещения таких заказов строго определены: путем проведения торгов либо запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства. Возможность учета в объеме заказов, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства, заказов, размещенных у единственного поставщика, Законом о госзакупках не предусмотрена.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством РФ - на настоящий момент указанным выше постановлением утвержден размер в 15 миллионов рублей. Минимальный размер начальной (максимальной) цены торгов или запроса котировок для таких случаев не установлен.
При проведении такого размещения заказчик обязан указать в извещении о проведении торгов, запроса котировок, что заказ размещается только среди субъектов малого предпринимательства и заявки на участие в торгах или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (ч. 3 и ч. 4 ст. 15 Закона о госзакупках).
Таким образом, указанные выше нормы создают определенные преимущества для субъектов малого предпринимательства, для чего установлен описанный особый, защищенный порядок проведения торгов и запроса котировок и их проведение вменено заказчикам в обязанность.
С другой же стороны, с тем, чтобы не допустить излишнего ограничения конкуренции, установлено ограничение доли размещения заказа в таком защищенном режиме.
При этом нормы Закона о госзакупках, регулирующие порядок размещения госзаказа среди субъектов малого предпринимательства, не предусматривает каких-либо исключений ни для государственных (муниципальных) заказчиков, имеющих незначительные объемы заказов, для размещения которых проведение торгов или запроса котировок может быть нецелесообразно, ни для заказчиков, для которых, напротив, организация закупки среди субъектов малого предпринимательства обременительны ввиду несоответствия больших объемов финансирования с установленной для данных случаев начальной ценой контракта.
По всей вероятности, затруднительность для некоторых заказчиков реализации на практике ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках понимают и контролирующие органы, поскольку в своих разъяснениях, например, в письме Минэкономразвития России от 14.10.2008 N Д05-4404 (http://www.imc-bel.ru/public.cms/?eid=2176581) и письме Министерства экономики Омской области от 10.04.2009 N ИСХ-09/МЭК-1858, они указывают, что "если заказчик не имеет возможности разместить не менее 10% общего годового объема поставок у субъектов малого предпринимательства в связи с большими объемами бюджетных средств, предусмотренных на оплату всех товаров, работ, услуг" или "если объем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства составляет менее чем 10% от общего годового объема финансирования на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг", заказчику необходимо разместить заказ "на максимально возможный процент, охватив максимально возможное количество позиций из Перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642".
Иными словами, контролирующие органы допускают, что заказчик может не иметь реальной возможности точно соблюсти требования ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ и считают необходимым требовать только размещения среди субъектов малого предпринимательства "максимально возможного процента" заказа.
Однако, как уже говорилось выше, каких-либо исключений, возможности освобождения заказчиков об обязанности размещать установленную законом долю заказов среди субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном Законом о госзакупках, не предусмотрено.
Таким образом, несмотря на незначительные объемы размещения муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства, муниципальному заказчику следует размещать определенную долю заказа товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, путем проведения торгов или запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства.
Однако необходимо учитывать, что обязанность по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства считается исполненной и в случае, если торги не состоялись, при условии, что заказчиком приняты все необходимые меры по их надлежащему проведению (ч. 6 ст. 15 Закона о госзакупках). Аналогичное правило установлено и и для случаев размещения заказа путем запроса котировок. В соответствии с ч. 7 ст. 15 Закона о госзакупках, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках.
После этого заказчик будет вправе разместить заказ у единственного поставщика по правилам, предусмотренным п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

3 ноября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


23 августа 2017 г.: '' Актуальные вопросы организации и осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля  ''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика