RSS

Наши награды

За высокое качество работы горячей линии

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Производится размещение заказа у субъектов малого предпринимательства. Какая сумма при расчете объема (от 10 до 20%) используется: начальная (максимальная) цена контракта, которую выставляет заказчик, или та, по которой выигрывает участник размещения заказа?

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Решение о конкретном способе размещения заказа с учетом ограничений, установленных Законом N 94-ФЗ, принимается заказчиком, уполномоченным органом (ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
Частью 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ предусмотрена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Причем указанной статьей установлен особый режим размещения заказов: торги и котировки проводятся только среди участников - субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, формулировка ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ буквально говорит о годовом объеме товаров, работ, услуг. Другими словами, в силу названной нормы заказчик обязан обеспечить размещение среди субъектов малого предпринимательства 10-20% приобретаемых товаров, работ, услуг в натуральном выражении.
Однако необходимо отметить, что при таком буквальном прочтении выполнить требования ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ на практике представляется затруднительным, поскольку, во-первых, определить объем услуг в натуральном выражении далеко не всегда представляется возможным, так как услуга представляет собой действие, не имеющее вещественного результата. Во-вторых, заказчик далеко не всегда может заранее предсказать объемы размещения заказа на 100% точно.
В настоящий момент официальные разъяснения о порядке расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства, даны в письме Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 17, 18 августа 2009 года N АЦ/27510, 13497-АП/Д05 "О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства", согласно которому размер не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а не от каждого вида продукции, указанного в перечне.
Таким образом, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей);
б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем средств - 10% и max объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, min объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей и max объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей;
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
В вышеназванном письме объемы размещения заказов предлагается определять исходя из сумм средств, выделенных в бюджете, то есть, по мнению специалистов ФАС России и МЭР России, объемы товаров, работ следует оценивать по их стоимости.
При этом из письма следует также, что объем средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, следует определять исходя из объемов выделенного финансирования, то есть до проведения процедур размещения заказов.
Таким образом, если придерживаться официальной позиции ФАС России и МЭР России долю фактического размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо определять по начальной (максимальной) цене, поскольку именно ее реально изначально выделить в годовом бюджете финансирования.
Правомерность данного вывода косвенно подтверждают нормы ч.ч. 6, 7 ст. 15 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 94-ФЗ в случае, если торги признаются несостоявшимися и не подана ни одна заявка или заявка, поданная единственным участником размещения заказа, являющимся субъектом малого предпринимательства, не соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, документацией об аукционе, повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ, то есть фактически в объеме заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства.
А в случае, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в том же объеме (ч. 7 ст. 15 Закона N 94-ФЗ).
Однако такое толкование специалистами ФАС России и МЭР России ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ, предлагающее определять объемы размещения заказов у субъектов малого предпринимательства исходя из объемов средств, то есть по стоимости, противоречит буквальному прочтению данной нормы, о котором говорилось выше.
По всей вероятности затруднительность реализации на практике ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ понимают и контролирующие органы, поскольку в своих разъяснениях, например, в письме МЭР России от 14.10.2008 N Д05-4404 (http://www.imc-bel.ru/public.cms/?eid=2176581 ) и письме Министерства экономики Омской области от 10.04.2009 N ИСХ-09/МЭК-1858, указывают: "если заказчик не имеет возможности разместить не менее 10% общего годового объема поставок у субъектов малого предпринимательства в связи с большими объемами бюджетных средств, предусмотренных на оплату всех товаров, работ, услуг" или "если объем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства составляет менее чем 10% от общего годового объема финансирования на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг", заказчику необходимо разместить заказ "на максимально возможный процент, охватив максимально возможное количество позиций из Перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642".
Иными словами, контролирующие органы допускают, что заказчик может не иметь реальной возможности точно соблюсти требования ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ и считают необходимым требовать только размещения среди субъектов малого предпринимательства "максимально возможного процента" заказа.
Но вместе с тем необходимо отметить, что указанные письма были приняты до даты вступления в силу ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за размещение заказа в размере менее чем 10% от общего годового финансирования на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.
По нашему мнению, до внесения изменений в Закон N 94-ФЗ, конкретизирующих порядок расчета квотируемого объема заказа у субъектов малого предпринимательства, целесообразно придерживаться официальной позиции контролирующих органов, изложенной в письме Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 17, 18 августа 2009 года N АЦ/27510, 13497-АП/Д05 и рассчитывать объем размещения госзаказа у субъектов малого предпринимательства исходя из общего объема средств годового бюджетного финансирования.
Соответственно, в этом случае при определении объема уже размещенного заказа у субъектов малого предпринимательства следует учитывать начальную (максимальную) цену контракта, заявленную на торгах или запросе котировок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Колова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

2 ноября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


23 августа 2017 г.: '' Актуальные вопросы организации и осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля  ''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика