RSS

Наши награды

За высокое качество работы "Горячая линия"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Вправе ли (или обязаны) государственные заказчики направлять сведения в уполномоченный на осуществление контроля орган в сфере размещения заказов в случае уклонения победителя (единственный участник) от подписания контракта или расторжения контракта? Как следует трактовать п. 4 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров..."? Вправе ли заказчик размещать заказ на отдельный вид услуг для субъектов малого предпринимательства без участия других участников?

1) Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением оборонного заказа, возложены на Федеральную антимонопольную службу.
Согласно ст. 19 Закона N 94-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков установлен постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков" (далее - Постановление N 292).
Статья 19 Закона N 194-ФЗ и Постановление N 292 обязывают государственного заказчика представлять в орган, осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков - Федеральную антимонопольную службу - сведения о единственном участнике размещения заказа, уклоняющемся от заключения государственного контракта, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, а в случае расторжения государственного контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта.
Таким образом, сообщение указанных сведений является обязанностью, а не правом государственного заказчика.
Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня их поступления и доступны для ознакомления без взимания платы. Сведения о недобросовестных поставщиках содержатся в реестре в течение 2 лет, после чего подлежат исключению из реестра.
2) Закон N 94-ФЗ устанавливает случаи, при которых государственный контракт заключается не с победителем конкурса (аукциона), а с участником, заявке которого на участие в конкурсе присвоен второй номер. Так, в соответствии с частью 2 ст. 29 Закона N 94-ФЗ при уклонении победителя конкурса от заключения государственного контракта заказчик вправе либо обратиться в суд с требованием о понуждении победителя конкурса заключить контракт, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер. Кроме того, в отдельных случаях, предусмотренных частью 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, заказчик обязан заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. При этом заключение государственного контракта для участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, является обязательным.
В случае, если победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в установленный срок не представил заказчику подписанный контракт, такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения государственного контракта (часть 1 ст. 29 Закона N 94-ФЗ). Сведения о таких участниках представляются заказчиком в Федеральную антимонопольную службу для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 4 ст. 19 Закона N 94-ФЗ регулируется порядок представления заказчиком таких сведений. Для сообщения указанных сведений предусмотрен трехдневный срок, который отсчитывается со дня заключения контракта с участником размещения заказа, заявке на участие которого присвоен второй номер. Однако определенный указанной нормой срок представления сведений применим только в отношении уклоняющегося от заключения контракта победителя конкурса. В отношении уклоняющегося от заключения контракта участника, заявке которого присвоен второй номер, срок для представления сведений уполномоченному органу, к сожалению, не установлен ни Законом N 94-ФЗ, ни постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.
Приведенный же в части 4 ст. 19 Закона N 94-ФЗ перечень сведений касается и той, и другой категории участников.
3) Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются ст. 15 Закона N 94-ФЗ.
Государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства".
В соответствии с частью 4 ст. 15 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Таким образом, заказчик вправе размещать заказ на отдельный вид услуг у субъектов малого предпринимательства, при этом заявки других участников, не являющихся субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

Л. Карасевич,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

19 октября 2007 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


23 августа 2017 г.: '' Актуальные вопросы организации и осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля  ''

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика