RSS

Наши награды

За высокие показатели по распространению журнала "Актуальная бухгалтерия"

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Согласно ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, обязано осуществить размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10% до 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях исполнения требований действующего законодательства больница решила разместить заказ на поставку медикаментов способом запроса котировок. В извещении о запросе котировок цен будет указано: "Только для субъектов малого предпринимательства!". В требованиях к участникам размещения заказа указано, что участники размещения заказов должны соответствовать требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ". В котировочной заявке на участие в запросе котировок участник размещения заказа декларирует соответствие требованиям, установленным указанной ст. 4, а также перечисленным в запросе котировок цен прочим требованиям. В случае согласия принять участие в поставке товара учреждение просит предоставить котировочную заявку (котировку цен), копию лицензии и свидетельства, заверенные печатью, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей), выданную не ранее 6 месяцев до подачи заявки.
Достаточно ли перечисленных выше условий, указанных в извещении о запросе котировок цен и котировочной заявке и какие именно документы должны предоставляться участником размещения заказа для выполнения требований Федерального закона N 94-ФЗ в части, касающейся размещения заказов муниципальных заказчиков у субъектов малого предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные условия проведения запроса котировок действительно следует признать достаточными для выполнения требований Закона N 94-ФЗ относительно размещения заказа у субъектов малого предпринимательства.
Участники размещения заказа декларируют свой статус субъекта малого предпринимательства в котировочной заявке.
Истребование каких-либо документов в подтверждение такого статуса законодательством не предусмотрено.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственные и муниципальные заказчики (далее - заказчики) обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (в редакции постановления Правительства РФ от 17.03.2009 N 237), в который, в частности, включены фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты.
Таким образом, при приобретении медикаментов государственные и муниципальные заказчики, в том числе медицинские учреждения, должны соблюдать требования ст. 15 Закона N 94-ФЗ об участии субъектов малого предпринимательства в размещении заказа.
Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого предпринимательства определены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно указанной норме к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующего предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - сто человек включительно;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для малых предприятий в размере 400 млн. рублей.
По смыслу п. 4 ст. 15 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения запроса котировок с участием субъектов малого предпринимательства котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не отвечающими требованиям, предъявляемым к субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Однако порядок проверки заказчиками соответствия таким требованиям ни ст. 15 Закона N 94-ФЗ, ни нормами Закона N 94-ФЗ, регулирующими отдельные способы размещения заказа (торги - конкурс, аукцион; запрос котировок), не регламентирован.
Можно отметить, что п. 3 ст. 12 Закона N 94-ФЗ заказчикам дано право запрашивать сведения об участниках размещения заказа у компетентных органов, однако по смыслу данной нормы таковое право дано заказчикам в отношении только перечисленных в ней сведений и только в отношении участников размещения заказов форме торгов.
При проведении же запроса котировок проверка сведений об участниках размещения заказа не предусмотрена.
Поэтому в совместном письме Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ от 29.04.2008 N 5684-АП/Д05/АЦ/10329 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства" фактически констатировалось, что заказчики могут проверить сведения об участниках размещения заказа на предмет их принадлежности к субъектам малого предпринимательства только при проведении торгов. При проведении же запроса котировок соответствие участников критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства декларируется ими при подаче котировочных заявок.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Федеральной антимонопольной службой РФ от 20.08.2009 "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства", согласно которым при проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
В п. 5 данного письма указывается, что участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, о численности работников за предшествующий календарный год, о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.
Запрет на истребование информации и документов, не предусмотренных Законом N 94-ФЗ, при размещении заказа подтверждается и судебной практикой (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.2009 N А29-7441/2008).
Таким образом, при размещении заказа среди субъектов малого предпринимательства путем запроса котировок муниципальный заказчик не вправе истребовать от участников документы, подтверждающие его статус как субъекта малого предпринимательства.
Заказчик вправе только объявить о проведении запроса котировок именно в рамках размещения заказа у субъектов малого предпринимательства с тем, чтобы участники были извещены о необходимости соответствия критериям субъектов малого предпринимательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

31 августа 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку


6 октября 2017 г. -  10 января 2018 г.: Программа профессиональной переподготовки по теме  «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд и корпоративными закупками "

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика