RSS

Наши награды

За высокие показатели по распространению журнала "Актуальная бухгалтерия"

Вопрос-ответ

В 2010 году учреждение имело лицевой счет по приносящей доход деятельности, на которые поступали средства от покупателей материальных ценностей (лом черных и цветных металлов, аккумуляторные батареи, макулатура), полученные в ходе ликвидации объекта основ
В 2010 году учреждение имело лицевой счет по приносящей доход деятельности, на которые поступали средства от покупателей материальных ценностей (лом черных и цветных металлов, аккумуляторные батареи, макулатура), полученные в ходе ликвидации объекта основных средств. Получив денежные средства, учреждение оплачивало налоги, а остаток перечисляло в краевой бюджет.
В 2011 году учреждение получило статус казенного. На данный момент организация, принимающая лом черных и цветных металлов, аккумуляторные батареи, макулатуру, перечисляет денежные средства за данные материальные ценности непосредственно в доход соответствующего бюджета. Полномочия по администрированию кассовых поступлений за учреждением не закреплены. Предусмотрен порядок представления учреждением администратору кассовых поступлений сведений о начисленных доходах бюджета. При этом первичные документы не передаются.
Каков порядок налогообложения и бюджетного учета в данной ситуации?
Налог на прибыль

В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета.
С 1 января 2011 года не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Соответственно, расходы казенных учреждений, в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), не учитываются в целях налогообложения (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).
Напомним, что под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст. 6 БК РФ, п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В то же время казенные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ), а зачисление в соответствии с бюджетным законодательством определенных доходов в бюджет вовсе не означает, что такие средства не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30).
Таким образом, доходы казенных учреждений, прямо не поименованные в ст. 251 НК РФ, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).
Отметим, что в настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов по данному вопросу. Поэтому, по нашему мнению, казенному учреждению целесообразнее исчислить и уплатить налог на прибыль в общеустановленном порядке. Это обезопасит учреждение от возможных претензий со стороны налоговых органов. В дальнейшем, если правомерность применения иного порядка налогообложения будет подтверждена в установленном порядке, казенное учреждение сможет вернуть ранее уплаченный налог на прибыль на основании соответствующего заявления.

НДС

По общему правилу реализация товаров (в том числе материальных ценностей, поступающих в распоряжение казенного учреждения после списания основных средств) на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Освобождаются от налогообложения только те операции, которые перечислены в ст. 149 НК РФ. Так, в соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация лома и отходов черных и цветных металлов.
Реализация же макулатуры и аккумуляторных батарей подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-03-06/4/67).
Следует отметить, что организации могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 миллионов рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации доходы от реализации лома, макулатуры, аккумуляторных батарей в полном объеме были перечислены организацией-покупателем напрямую в доход соответствующего бюджета. Однако данное обстоятельство не освобождает организацию от обязанностей налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, казенное учреждение должно уплачивать соответствующие налоги в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных им как получателям бюджетных средств*(1). При этом исполнение бюджетной сметы осуществляется исключительно с применением классификации расходов бюджета.

Бюджетный учет

В соответствии с п. 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), материальные запасы (в том числе лом черных и цветных металлов, аккумуляторные батареи, макулатура), полученные от ликвидации основных средств и остающиеся в распоряжении учреждения, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0105 00000 "Материальные запасы".
Учет расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, ведется на счете 30300 "Расчеты по платежам в бюджеты" (п. 262 "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
По общему правилу, следующему из положений Инструкции N 157н и Инструкции N 162н, поступление в доход бюджета средств от плательщиков платежей может быть отражено в учете бюджетного учреждения (кредитора), не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет на основании Извещения (форма 0504805), оформленного администратором кассовых поступлений*(2).
При этом данный порядок (если иное прямо не установлено главным администратором доходов) распространяется и на те учреждения, в которых отсутствуют документы о наделении какими-либо полномочиями по администрированию данного вида доходов. Кроме того, из положений указанных выше инструкций не следует, что порядок бюджетного учета должен зависеть от того, перечисляется сумма непосредственно организацией-покупателем или перечисление осуществляется с лицевого счета казенного учреждения.
Учитывая вышеизложенное, а также положения п.п. 23, 78, 104, 109 Инструкции N 162н, в рассматриваемой ситуации учреждением могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 110500340 Кредит КДБ 140110172
- принят к учету металлолом, аккумуляторные батареи, макулатура, полученные от ликвидации объекта основных средств, по рыночной стоимости;
2. Дебет КДБ 140110172 Кредит КРБ 110500440
- списана стоимость реализуемых материальных ценностей;
3. Дебет КДБ 120574560 Кредит КДБ 140110172
- начислен доход от реализации материальных ценностей;
4. Дебет КРБ 140120290 Кредит КРБ 130304730 (130303730)
- начислена задолженность по НДС (налог на прибыль), подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;
5. Дебет КРБ 130304830 (130303830) Кредит КРБ 130405290
- перечислен НДС (налог на прибыль);
6. Дебет КДБ 130305830 Кредит КДБ 120574660
- исполнение контрагентом обязательства по перечислению денежных средств в доход бюджета;
7. Дебет КДБ 130404 000 Кредит КДБ 130305730
- на основании поступившего от администратора кассовых поступлений Извещения (форма 0504805) учреждением учтено зачисление соответствующей суммы в доход бюджета.
Если по каким-либо причинам оформить Извещение (форма 0504805) невозможно, то зачисление соответствующих сумм в доход бюджета может быть подтверждено в ходе соответствующей сверки расчетов с администратором данного вида доходов бюджета и списано в дебет счета 40110 "Доходы текущего финансового года" (вместо дебета счета 30404 "Внутриведомственные расчеты").
Если же будет получено Извещение (форма 0504805), остаток, числящийся на счете 30404 "Внутриведомственные расчеты", в конце года должен быть учтен при формировании финансового результата учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

27 мая 2011 г.

──────────────────────────────────────────────────
*(1) - Департамент финансов города Москвы просит дать разъяснения о порядке применения отдельных положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ. В настоящее время, в соответствии с приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н, средства, полученные от оказания платных услуг государственными бюджетными учреждениями, подлежат отражению на лицевых счетах "по учету средств от приносящей доход деятельности", открытых в финансовых органах субъектов РФ... ("Горячая линия" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ) (http://forum.iminfin.ru/viewtopic.php?);
- Вопрос: Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду (субаренду) имущества (включая земельные участки), признаются внереализационными и учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций. Какова схема уплаты казенными учреждениями указанного налога с арендной платы? ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2011 г.).
*(2) Изменения в Инструкции по бюджетному учету (С.В. Сивец, "Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2009 г.).

26 октября 2017 г.: "Актуальные проблемы применения законодательства о гражданском судопроизводстве".

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика