RSS

Наши награды

За активное продвижение электронной подписи 2012

Вопрос-ответ

В бюджетном учреждении в штатном расписании отсутствует должность председателя комиссии по размещению заказов для государственных нужд, однако в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ наличие такой единицы обязательно. Руководство учрежд
В бюджетном учреждении в штатном расписании отсутствует должность председателя комиссии по размещению заказов для государственных нужд, однако в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ наличие такой единицы обязательно. Руководство учреждения выполнение работы председателя комиссии по размещению заказов для государственных нужд возложило на юрисконсульта учреждения. В должностной инструкции юрисконсульта выполнение данной функции не значится, доплата за ее выполнение не назначается.
Вправе ли работник отказаться от выполнения данной функции?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в трудовом договоре с работником не предусмотрено выполнение обязанностей председателя (члена) комиссии по размещению заказов, он вправе отказаться от назначения и не выполнять данные обязанности.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования извещения о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, предварительном отборе) принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии (ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ). Заказчик также вправе создать единую комиссию, которая осуществляет функции конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.
Членами комиссии могут быть как должностные лица заказчика (уполномоченного органа), так и иные лица (за исключением упомянутых в ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ). В состав комиссии должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков (ч. 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ). Каких-либо иных требований к составу комиссии действующими нормативными актами не установлено.
Отметим также, что Закон N 94-ФЗ не содержит требования о введении в штатное расписание организации специальной штатной единицы председателя конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии, хотя и не запрещает этого. Как следует из ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, ст. 2 ТК РФ, ограничение прав гражданина и возложение на него дополнительных обязанностей возможны только на основании закона (принудительно) либо на основании договора (добровольно).
Действующее законодательство не предусматривает обязанности гражданина, назначаемого председателем (членом) комиссии в порядке ст. 7 Закона N 94-ФЗ, выполнять функции председателя (члена) комиссии без его согласия на это. Трудовой кодекс РФ прямо предусматривает, что работник обязан выполнять только те обязанности, которые входят в его трудовую функцию и предусмотрены заключенным с ним трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а принудительный труд запрещен (ст. 4 ТК РФ).
Более того, установленному ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ праву заказчика (уполномоченного органа) формировать комиссию не корреспондирует обязанность любых выбранных заказчиком граждан, в том числе и его работников, исполнять обязанности членов комиссии.
Поэтому без согласия работника заказчик не вправе принудительно включить его в состав комиссии.
При этом работник вправе взять на себя эту обязанность в добровольном порядке - путем заключения с работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору, включив выполнение обязанностей председателя комиссии в трудовую функцию (ст.ст. 72, 57 ТК РФ), трудового договора о работе в этой должности по совместительству, если в штатном расписании имеется специальная должность председателя комиссии (ст. 60.1 ТК РФ), однако в этом случае обязанности председателя должны выполняться в свободное от основной работы время, либо выразив письменное согласие на выполнение обязанностей председателя в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ). Отметим, что в последних двух случаях исполнение обязанностей председателя комиссии должно оплачиваться отдельно, помимо заработной платы по основному трудовому договору.
Исполнение обязанностей председателя комиссии возможно также на основании заключенного между гражданином и заказчиком гражданско-правового договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного ГК РФ (в том числе в устной форме; возможно без оплаты), однако, если в этом случае исполнение обязанностей председателя комиссии будет фактически выполняться гражданином в том же формате трудовых отношений, что и его основная работа на данном предприятии, то есть при наличии остальных признаков таких отношений (включение работника в производственную деятельность предприятия, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение распоряжений работодателя), заключение такого гражданско-правового договора будет противоречить ст. 11 ТК РФ.
Часть четвертая ст. 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

25 мая 2011 г.

18 декабря 2017 г. - 19 января 2018 г.: "Программа повышения квалификации для бухгалтеров бюджетного сектора"

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика