RSS

Наши награды

лидеры 2008

Вопрос-ответ

Организации необходимо сдать уточненную налоговую декларацию по НДС, поскольку в ранее поданной декларации была обнаружена ошибка, приводящая к занижению суммы НДС. Налоговый инспектор отказался принять уточненную декларацию, сказал, что доля вычетов от с
Организации необходимо сдать уточненную налоговую декларацию по НДС, поскольку в ранее поданной декларации была обнаружена ошибка, приводящая к занижению суммы НДС. Налоговый инспектор отказался принять уточненную декларацию, сказал, что доля вычетов от суммы начисленного налога превышает 90%.
Правомерно ли это?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС.
Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
При этом п. 2 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы НДС, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Кроме того, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующие налоговые декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что декларация по НДС составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных НК РФ, - на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).
Из вышеизложенного следует, что налогоплательщик отражает в налоговой декларации фактические данные по суммам НДС, исчисленным и подлежащим уплате, а также по суммам налога, заявленным к вычету.
При этом на практике может возникнуть ситуация, когда исчисленная сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет и отраженная в налоговой декларации, окажется минимальной, либо сумма НДС, подлежащая вычету, превысит сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет. Однако данный факт не является каким-либо нарушением со стороны налогоплательщика (если в его действиях не усматривается признаков недобросовестности). Кроме того, данные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в принятии уточненной налоговой декларации.
Если в первоначально поданной декларации налогоплательщиком были допущены ошибки, приводящие к занижению налога, необходимо руководствоваться п. 1 ст. 81 НК РФ, согласно которому при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Абзацем вторым п. 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Полагаем, что приведенная выше норма в полной мере может быть применена и к уточненным налоговым декларациям.
Из вышеизложенного следует, что независимо от того, какие данные отражены налогоплательщиком в декларации, в том числе и в уточненной (минимальная сумма налога к уплате либо сумма к возмещению), налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии уточненных деклараций, представляемых им за любой период его деятельности (письма ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@, Минфина России от 24.08.2004 N 03-02-07/15).
Согласно абзацу первому п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, если налоговый орган отказывается принять уточненную налоговую декларацию, то Вы можете отправить ее по почте.
Относительно возможности проведения выездной налоговой проверки отметим, что согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Критерии, используемые налоговыми органами при планировании выездных проверок, в НК РФ не установлены. Поэтому ФНС России приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ были утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии).
Пункт 3 Критериев предусматривает, что проведение выездной налоговой проверки возможно в отношении организации, которые отражают в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
Таким образом, налогоплательщики, у которых удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного НДС выше среднего и от которых поступают минимальные платежи в бюджет, попадают в "группу риска" и в отношении указанных налогоплательщиков может быть проведена налоговая проверка.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

3 мая 2011 г.

23 октября -7 ноября 2017 г.: "Первая программа повышения квалификации для ЮРИСТОВ"

© 2009 АПИ «Гарант». Все права защищены. Google+

Обратная связь       Создание сайта в Краснодаре: рекламное бюро «Airos»
Яндекс.Метрика