Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"
ВС разъяснил судам порядок рассмотрения административных дел в кассационной инстанции.
Судебные акты по административному делу в кассационном порядке могут обжаловать не только лица, которые подавали апелляционную жалобу/представление, но и другие участники процесса. Такое право есть и у лиц, не привлеченных к участию в деле, если их права и интересы были затронуты или нарушены судебным актом. В интересах последних кассационное представление может быть принесено прокурором.
Уполномоченный по правам человека вправе ходатайствовать о проверке судебного акта, независимо от участия в деле.
Обращение в кассационный суд возможно, если судебный акт был обжалован в апелляционном порядке. Однако лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обратиться в кассацию и в том случае, если судебный не обжаловался в апелляции.
Определение о восстановлении пропущенного срока можно обжаловать отдельно от основного судебного акта.
Жалобы могут быть поданы непосредственно в кассацию, если кассационное производство уже возбуждено по жалобе другого лица.
В числе уважительных причин пропуска срока на обжалование ВС указал введение режима повышенной готовности или ЧС.
К жалобам больше не требуется прилагать надлежаще заверенные копии судебных актов.
В судебном заседании суд вправе огласить лишь резолютивную часть кассационного определения, разъяснив, когда и где можно ознакомиться с мотивированным определением.
Прежние разъяснения пленума ВС по указанному вопросу больше не применяются.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2020 г. N 36-П "По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова"
КС разъяснил, что закон позволяет возместить вред за необоснованное привлечение к ответственности.
В отношении заявителей были прекращены дела об административных правонарушениях по реабилитирующим основаниям (недоказанность нарушения у одного, отсутствие состава у другого). Однако они не смогли добиться возмещения своих расходов на защитника, иных затрат по делу и компенсации морального вреда. Суды исходили из того, что вина должностного лица в необоснованном привлечении заявителей к ответственности не установлена. Судебная практика исходит из того, что прекращение дела само по себе не означает незаконности действий должностного лица или его вины.
Конституционный Суд РФ признал проверяемые нормы ГК не противоречащими Конституции РФ. Они позволяют взыскивать убытки и компенсировать моральный вред за незаконное привлечение к административной ответственности независимо от того, установлена вина должностного лица или нет. Критерием для возмещения должно быть итоговое решение. Обязанным субъектом по возмещению вреда является не конкретное должностное лицо, а государство.
ГК содержит случаи, когда вред компенсируется независимо от вины причинителя вреда. Но законодатель может расширить этот перечень. Дела заявителей подлежат пересмотру.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2020 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 59, части 4 статьи 61 и части 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Александра" и гражданина К.В. Бударина"
КС разъяснил, что не имеющие юробразования работники организации вправе представлять ее в арбитражном суде наряду с адвокатами.
При оспаривании решения налогового органа арбитражный окружной суд не разрешил представлять организацию ее учредителю. У него не было полномочий единоличного исполнительного органа, а также высшего юридического образования. При этом профессиональные юристы в деле участвовали. Заявители решили оспорить такие ограничения в Конституционном Суде РФ.
КС признал спорные нормы АПК не противоречащими Конституции РФ. Они не запрещают вести в суде дела организации ее учредителю или работнику, не имеющему юридического образования, но компетентному в соответствующей области. Оспариваемые нормы лишь требуют, чтобы как минимум один из представителей был квалифицированным юристом. Арбитражные споры многообразны и сложны. Даже самый опытный адвокат не может быть достаточно компетентным во всяком деле. Работники организации лучше осведомлены о специфике ее деятельности и являются специалистами в иных сферах, например в бухучете и налогообложении. Недопущение их к участию в деле несоразмерно ограничивает право организации на судебную защиту.
Решения по делу заявителей должны быть пересмотрены.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статьи 24 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Уточнены категории женщин, которые могут досрочно уволиться с военной службы.
Президент РФ подписал поправки к Законам о мобилизационной подготовке и мобилизации, о воинской обязанности и военной службе.
На отсрочку от призыва на военную службу могут рассчитывать граждане, имеющие ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 22 (а не 26) недель.
Право на досрочное увольнение с военной службы получили женщины с детьми в возрасте до 16 лет, а также женщины со сроком беременности не менее 22 недель.
Отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации представили гражданам, имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении 3 детей в возрасте до 16 лет.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
Жилищное обеспечение военных и их семей: поправки к законодательству.
Скорректирован Закон о статусе военных.
При безвозмездной передаче жилья военным право собственности будут регистрировать на основании выписок из соответствующих решений.
При согласии военного и членов его семьи они смогут получить жилье площадью меньше предусмотренного законодательством норматива, но не менее учетной нормы площади в соответствующем населенном пункте.
Нуждающиеся в жилье члены семей военных, погибших (умерших) в период прохождения службы, будут обеспечиваться им независимо от общей продолжительности такой службы.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 3 июля 2020 г. N 5646 "Об утверждении формы согласования на ввоз в Российскую Федерацию, ввод в гражданский оборот лекарственного препарата"
Появилась форма согласования на ввод в гражданский оборот лекарств без маркировки.
До конца 2020 г. отечественные лекарства, произведенные в июле-сентябре 2020 г., будут вводиться в оборот без нанесения средств идентификации. Нужно получить согласование Росздравнадзора. Ведомство утвердило его форму.
Согласование выдается на 45 дней.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2020 г. Регистрационный N 58893.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2020 г. N 18 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19"
Прибывающим в Россию достаточно сдать тест на COVID-19: двухнедельный карантин отменен.
Отменена обязательная двухнедельная изоляция лиц, прибывающих в Россию. Вместо этого наши граждане в течение 3 календарных дней с даты возвращения на родину должны будут пройти обследование на COVID-19 (методом ПЦР).
Что касается иностранцев, то они должны предъявить отрицательный результат теста на коронавирус, полученный не ранее чем за 3 календарных дня до прибытия в Россию, а также подтвердить выявление антител (по возможности). При отсутствии медсправки иностранный гражданин должен обследоваться на COVID-19 методом ПЦР в течение 3 календарных дней на территории РФ.
При ухудшении состояния либо при положительном результате теста на коронавирус лицо должно изолироваться по месту жительства (пребывания) до момента выздоровления и получения отрицательных результатов теста на COVID-19.
Постановление вступает в силу с 15 июля 2020 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2020 г. Регистрационный N 58912.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июля 2020 г. N 685н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"
Санатории будут принимать без результатов теста на COVID-19, но при наличии свежей справки об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Скорректированы правила организации работы медорганизаций в условиях пандемии.
Уточнено, что региональные органы здравоохранения и медорганизации приостанавливают профилактические медосмотры и диспансеризацию до снятия ограничительных мер главой региона.
Санатории будут принимать при наличии справки об отсутствии контакта с инфекционными больными, выданной максимум не за 14, а за 3 дня до отъезда. При этом они теперь не будут требовать результатов теста на COVID-19, пройденного не позднее чем за 2 дня до отъезда.
Исключена норма о приеме переболевших COVID-19 не ранее чем через 14 дней с даты выздоровления.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2020 г. Регистрационный N 58913
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 июля 2020 г. N 21 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19"
Изменились условия самоизоляции.
14-дневная изоляция распространяется только на лиц, вернувшихся в Россию вывозными международными рейсами. Иностранцы и апатриды также должны соблюдать самоизоляцию со дня прибытия в Россию.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г. Регистрационный N 58945.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 199-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о передаче Петербургского листа Мирославова Евангелия Республике Сербии и картин Николая Константиновича Рериха Российской Федерации"
Россия и Сербия обменяются культурными ценностями.
Ратифицировано Соглашение о передаче Сербии Петербургского листа Мирославова Евангелия и передаче России картин Николая Рериха.
Россия получит произведения "Святые гости. (Благие посетившие)", "Берендеи. Деревня. (Слобода Берендеева)", "Звоны. (Зов колокола)", "Бургустан на Кавказе (Бургустан. Кавказ)", "Святой Сергий (преподобный Сергий Радонежский)", эскизы женских костюмов для оперы "Снегурочка".
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания"
Данные о гражданах, получающих бесплатные лекарства, внесут в отдельный регистр.
Скорректированы Законы о соцпомощи, об обращении лекарств и об основах охраны здоровья.
Со дня опубликования поправок Правительство вправе установить особенности ввода в оборот лекарств, произведенных в период с 1 июля по 1 октября 2020 г. Импортные лекарства (за некоторым исключением), произведенные до 1 октября 2020 г., можно будет до конца года ввозить без нанесения средств идентификации в порядке, установленном Правительством. Эти нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 г.
С сентября 2020 г. в России разрешается обращение медизделий, зарегистрированных в нашей стране в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
Прочие поправки вступают в силу с 1 января 2021 г.
В частности, создадут федеральный регистр граждан, имеющих право на лекарства, медизделия и лечебное питание с оплатой из федерального и региональных бюджетов. Установлен перечень включаемых в него сведений. Правила ведения регистра определит Правительство.
Лекарства, которые полагаются отдельным категориям граждан в рамках госсоцпомощи, будут назначать в объеме не менее предусмотренного перечнем ЖНВЛП. Соответственно, Правительство больше не будет устанавливать перечень ОНЛС.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2020 г. N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах"
Обновлены правила учета сведений о зарегистрированных в системе ОПС.
В связи с изменениями законодательства Минтруд разработал новую инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Она заменит инструкцию 2016 г.
Так, с 2020 г. страхователи должны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности своих работников. Появилась новая составная часть индивидуального лицевого счета - раздел "сведения о трудовой деятельности".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г. Регистрационный N 58956.
Постановление Пенсионного фонда России от 21 мая 2020 г. N 292п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"
Информирование граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС - по новому регламенту.
ПФР утвердил новый регламент по информированию граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС.
Как и ранее, сведения предоставляются территориальными органами ПФР в течение 10 дней, а через портал госуслуг или сайт ПФР - в режиме реального времени. Уточнено содержание отдельных процедур.
Прежний регламент утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2020 г. Регистрационный N 58941.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июня 2020 г. N 355н "О внесении изменений в приложения N 1 - 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 791н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2020 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"
Россия готова дополнительно принять более 10 тыс. иностранных работников, въезжающих по визе.
Для 32 регионов, включая Калужскую, Липецкую, Московскую, Тульскую, Архангельскую, Ленинградскую, Новгородскую, Ростовскую, Оренбургскую, Свердловскую области, увеличены квоты на выдачу иностранцам в 2020 г. приглашений на выезд и разрешений на работу. Для Костромской, Новосибирской и Амурской областей квота снижена.
Скорректировано распределение квот по профессионально-квалификационным группам.
Резерв квоты по РФ сократился с 24 229 до 13 767.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г. Регистрационный N 58961.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2020 г. N 372н "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года"
Известен прожиточный минимум за I квартал 2020 г.
Минтруд определил прожиточный минимум в целом по России за I квартал 2020 г. На душу населения его величина составляет 10 843 руб., для трудоспособного населения - 11 731 руб., для пенсионеров - 8 944 руб., для детей - 10 721 руб.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2020 г. Регистрационный N 58939.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза"
КС предписал уточнить срок на подачу иска о компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением.
Госслужащий успешно оспорил приказ об отчислении из Академии ФСИН, и его восстановили в должности курсанта. Затем он потребовал компенсации морального вреда, причиненного незаконным отчислением, но ему было отказано в связи с пропуском установленного ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд. По мнению суда, этот срок начинает течь, как и по основному спору, со дня незаконного отчисления. Следовательно, подавать такой иск надо было одновременно с основным.
Конституционный Суд РФ с этим не согласился. Работник/госслужащий вправе обратиться с отдельным иском уже после разрешения основного спора. Но оспариваемая норма фактически приводит к тому, что на этот момент удовлетворение второго иска становится невозможным, что нарушает право заявителя на судебную защиту. Спорная норма ТК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку неопределенность в исчислении спорного срока - это конституционно значимый пробел. Законодателю предписано устранить его.
Впредь до внесения изменений трехмесячный срок на обращение в суд следует исчислять с момента вступления в законную силу решения суда, которым были восстановлены права заявителя. Судебные решения по его делу подлежат пересмотру после внесения изменений в закон.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации"
Средний заработок за период трудоустройства будут выплачивать до завершения ликвидации организации.
Скорректирован Трудовой кодекс.
Если сотрудник увольняется из-за ликвидации компании, то он получает выходное пособие и за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия). Однако, по мнению КС РФ, право на получение среднего заработка за второй месяц не может быть реализовано, если организация ликвидирована ранее, чем у работника возникло такое право.
Устанавливается, что работодатель обязан выплатить сотруднику средний заработок за второй месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Если сотрудник в течение 14 дней с даты увольнения обратился в службу занятости и не нашел работу в течение 2 месяцев, то работодатель должен будет выплатить средний заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства работодатель сможет выплатить единовременную компенсацию в размере двукратного среднего заработка. Если средний заработок за второй месяц уже был перечислен работнику, то компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.
Закрепляется срок, в течение которого сотрудник вправе обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за период трудоустройства.
Аналогичные правила предусматриваются для районов Крайнего Севера и приравненных местностей. При этом сохраняется период выплаты среднего заработка (до 6 месяцев со дня увольнения).
В любом случае средний заработок за период трудоустройства и (или) компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации.
Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после опубликования.
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2020 г. N 1039 "Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы"
Кабмин установил порядок определения платы за посещение особо охраняемых природных территорий.
Граждане, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории за плату. Правительство РФ урегулировало вопросы ее определения. Она будет устанавливаться для каждой территории. При этом определены категории граждан, с которых плата не взимается.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов: ужесточены требования.
Подписан закон по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В нем устанавливаются требования по охране окружающей среды при ведении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации этого сырья и произведенной из него продукции.
Определен порядок утверждения, изменения и реализации планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при ведении указанной деятельности на суше. Для утверждения плана при ведении деятельности как на суше, так и на море обязательно заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которое выносится по результатам комплексных учений.
Прописаны требования к финансированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Четко регламентированы обязанности эксплуатирующей организации при возникновении разливов.
Утвердить планы в соответствии с новыми требованиями необходимо до 1 января 2024 г.
Закон вступает в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"
ВС разъяснил судам некоторые вопросы рассмотрения дел о незаконном пересечении госграницы и незаконной миграции.
Незаконное пересечение границы признается оконченным преступлением с момента фактического пересечения границы независимо от места и способа.
Организация незаконной миграции считается оконченной с того момента, когда виновник умышленно создал иностранцам условия для такой миграции, независимо от того, совершили они конкретные действия или нет. При этом неважно, были ли привлечены мигранты к ответственности. Если организатор миграции сам незаконно пересек госграницу (например, как проводник), то он отвечает по двум преступлениям.
Собственник или наниматель жилого помещения, представитель организации, в которой работают иностранцы, могут нести ответственность, если они представили в регистрирующий орган заведомо ложные сведения или знали об иных препятствиях для постановки мигрантов на учет.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
Уточнена процедура получения российского гражданства в упрощенном порядке.
Скорректированы Законы о гражданстве и о дактилоскопической регистрации.
Получить гражданство без соблюдения условия о сроке проживания в России смогут все иностранцы, у которых есть совершеннолетние дееспособные дети - граждане России. Сейчас эта норма касается только нетрудоспособных иностранцев.
Также в упрощенном порядке гражданство смогут получить дети (по заявлению родителей, опекунов, попечителей, руководителя российской организации, в которую помещен ребенок), которым исполнилось 18 лет в период рассмотрения заявления.
У приобретающих гражданство будут брать отпечатки пальцев.
Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования.
Приказ Федерального казначейства от 13 мая 2020 г. N 20н "Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей"
С 2021 г. заработает система казначейских платежей.
Федеральное казначейство определило порядок организации и функционирования системы казначейских платежей, приема и исполнения распоряжений об их совершении. Урегулированы вопросы взаимодействия участников системы, а также проведения ими операций.
Казначейским платежом является выполнение операции по казначейскому счету (казначейским счетам) участника (участников) системы.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2020 г. Регистрационный N 58915.
Приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 21н "О Порядке казначейского обслуживания"
С 1 января 2021 г. начнут действовать правила казначейского обслуживания.
Установлен порядок казначейского обслуживания бюджетов, бюджетных поступлений, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, средствами бюджетных и автономных учреждений, операций со средствами юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями. Такое обслуживание обеспечивают территориальные органы Федерального казначейства.
Указано, какие виды распоряжений о совершении казначейских платежей представляют в территориальные органы ФК прямые участники системы казначейских платежей при казначейском обслуживании.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2020 г. Регистрационный N 58914.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Государственный соцзаказ будут субсидировать в особом порядке.
Президент РФ подписал поправки к БК РФ по вопросам предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) социального заказа. Определены условия.
Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года
КС: обзор практики за ll квартал 2020 года.
Конституционный Суд РФ утвердил обзор наиболее важных постановлений и определений, принятых им во втором квартале 2020 г.
Представлены решения, в которых оценивалась конституционность либо выявлялся смысл отдельных норм публичного права, трудового законодательства, частного права, уголовной юстиции.
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 г. N 1032 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Скорректирован порядок господдержки НКО в условиях пандемии.
Правительство уточнило меры поддержки для социально ориентированных НКО, а также НКО, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, включенных в соответствующие реестры. Поправки касаются предоставления таким организациям отсрочки по арендным и налоговым платежам, страховым взносам.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Услуги в социальной сфере будут предоставляться на основе государственного (муниципального) заказа.
Президент РФ подписал Закон о государственном (муниципальном) социальном заказе на предоставление государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Урегулированы вопросы утверждения и исполнения социального заказа. Определен порядок отбора исполнителей. Предусмотрено оформление социальных сертификатов на получение государственной (муниципальной) услуги.
Если по результатам отбора исполнителем услуг становится государственное (муниципальное) учреждение, созданное публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, то такому учреждению утверждается государственное (муниципальное) задание. Заключается соглашение о предоставлении субсидии.
Прописаны права и обязанности потребителей, уполномоченных органов.
Федеральный закон вступает в силу в отдельных регионах, перечень которых утверждается Правительством РФ, с 1 сентября 2020 г. и действует до 1 января 2025 г.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 190-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Закон о соцзаказе: сопутствующие изменения.
Скорректированы Законы о физкультуре и об основах соцобслуживания. Это связано с принятием Закона о соцзаказе.
Указано, что спортивная подготовка может осуществляться на основании соцзаказа. Исполнение заказа, утверждаемого Минспортом, будет осуществляться путем установления госзадания.
Индивидуальную программу предоставления соцуслуг можно будет использовать как сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Поправки вступают в силу с 1 сентября 2020 г. До конца 2024 г. они будут опробованы в определенных Правительством регионах.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
Предприниматели Арктической зоны могут рассчитывать на господдержку.
Закреплены правовой режим Арктической зоны, меры господдержки и порядок ведения деятельности.
К сухопутной части зоны относятся Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также отдельные территории республик Карелия, Коми и Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области.
Для резидентов - инвесторов Арктической зоны предусмотрены налоговые, административные и иные льготы. На них распространяется особый режим земельных правоотношений, градостроительной деятельности, контроля (надзора). Установлена свободная таможенная зона (Арктическая зона приравнивается к ОЭЗ). Прописаны критерии отбора резидентов.
Будет создан общественный совет Арктической зоны, который займется мониторингом взаимодействия между резидентами и коренными малочисленными народами, а также подготовкой предложений по охране окружающей среды и управлению Арктической зоной.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 45 дней после опубликования.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
Закон о поддержке предпринимательства в Арктической зоне: сопутствующие поправки.
Скорректированы отдельные акты в связи с принятием Закона о поддержке предпринимательства в Арктической зоне.
Урегулированы вопросы ветнадзора, фитосанитарного контроля, особенности организации местного самоуправления, предоставления земель, градостроительной деятельности, таможенного регулирования и др.
Поправки вступают в силу по истечении 45 дней после опубликования.